English

Сегодня 12 декабря 2017 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Информация по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования

DOCPDFПечать

1. Вопрос: Ограничения, установленные на ввоз в Российскую Федерацию в ручной клади или багаже для личного пользования подкарантинной продукции?

Ответ: Продукция растительного происхождения в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 206 – ФЗ «О карантине растений» может быть ввезена на таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом в ручной клади или багаже без представления фитосанитарного сертификата при условии, что вес ее не превышает 5 кг и данная продукция не является посадочным или семенным материалом или картофелем.

 

2. Вопрос: Можно ли физическим лицам перемещать в ручной клади для личного пользования готовую продукцию животного происхождения в заводской упаковке без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара?

Ответ: В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее – Решение) продукция животного происхождения подлежит ветеринарному (контролю) надзору (далее – подконтрольные товары).

Решением определен Порядок осуществления ветеринарного контроля (надзора) при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров в ручной клади и багаже физических лиц, а также почтовых отправлениях (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком, ввоз физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях осуществляется без ветеринарного сертификата страны отправления товара в количестве до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.

 

3. Вопрос: Товары, подлежащие ветеринарному контролю?

Ответ: Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

 

4. Вопрос: Распространяется ли действие технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, к товарам для личного пользования, перемещаемым физическими лицами через таможенную границу, не применяются меры технического регулирования.

 

5. Вопрос: Как осуществляется перемещение через таможенную границу ЕАЭС служебного и гражданского оружия, его частей и патронов к нему, и какие документы для этого необходимы?

Ответ: Для целей обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), при перемещении служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему через таможенную границу ЕАЭС таможенные органы руководствуются:

- Решением Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение), которым утверждены раздел 2.22 «Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.22 Единого перечня) и Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему (далее – Положение);

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение).

В соответствии с Положением вывоз с таможенной территории ЕАЭС и ввоз на таможенную территорию ЕАЭС служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 (далее – заключение (разрешительный документ), выданного уполномоченным органом государства – члена ЕАЭС (в Российской Федерации - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации).

В случае, если товары не поименованы в разделе 2.22 Единого перечня, представление таможенному органу заключения (разрешительного документа) не требуется.

В соответствии с пунктом 4.3 приложения 2 к Соглашению, перемещение через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях любых видов оружия (их частей), патронов к нему (их частей), а также конструктивно сходных со служебным и гражданским оружием изделий запрещено.

С текстом Решения и содержанием раздела 2.22 Единого перечня, а также с иными нормативными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, можно ознакомиться на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.eaeunion.org), а также на официальном сайте ФТС России в разделе «Информация для физических лиц».

 

6. Вопрос: Можно ли перемещать через таможенную границу ЕАЭС специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и какие документы для этого необходимы?

Ответ: Для целей обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), при перемещении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее – СТС), через таможенную границу ЕАЭС таможенные органы руководствуются:

- Решением Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение), которым утверждены раздел 2.17 «Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.17 Единого перечня) и Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее – Положение);

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение).

СТС с указанием технических характеристик и кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) включены в раздел 2.17 Единого перечня.

В соответствии с Положением и пунктом 1.4 приложения 2 к Соглашению, перемещение СТС через таможенную границу ЕАЭС любым способом (в том числе в международных почтовых отправлениях), физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещено.

С текстом Решения и содержанием раздела 2.17 Единого перечня, а также с иными нормативными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, можно ознакомиться на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.eaeunion.org), а также на официальном сайте ФТС России в разделе «Информация для физических лиц».

Вопросы разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификации, регистрации и учета таких специальных технических средств возложены на Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

 

7. Вопрос: Прошу проинформировать, разрешен ли ввоз в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики мобильных телефонных устройств, осуществляемый посредством международного почтового отправления?

Ответ: В последнее время участились случаи выявления контрафактной продукции таможенными органами в ходе проведения таможенного контроля товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО).

При этом определение того, является ли пересылаемый в МПО товар контрафактным или нет, возложено на правообладателей объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС), включённых в таможенный реестр ОИС.

Федеральной таможенной службой в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, проводятся мероприятия, направленные на недопущение пересылки в МПО контрафактных товаров.

В соответствии с положениями Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010, при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, в том числе и к товарам, перемещаемым   в МПО.

Соглашением определен перечень товаров, запрещенных к ввозу (вывозу) физическими лицами для личного пользования в МПО.

Статьей 18 Всемирной почтовой конвенции (Доха, 11 октября 2012 г.) запрещено включение во все категории отправлений контрафактных и пиратских предметов.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Таможенные органы Российской Федерации при совершении таможенных операций осуществляют проверку документов и сведений, а также взаимодействуют с правообладателями (представителями) в части, касающейся выявления контрафактной продукции.

В случае, если правообладатель (представитель) информирует таможенный орган о наличии признаков контрафактности применительно к продукции, поступающей в МПО, пересылка таких товаров не допускается.

Таможенные органы во взаимодействии с ФГУП «Почта России» принимают меры по предотвращению ввоза в Россию таких товаров и обеспечивают их немедленный вывоз из Российской Федерации.

Кроме того, в целях неукоснительного соблюдения установленных правом ЕАЭС запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу ЕАЭС мобильных телефонов (смартфонов), приобретенных физическими лицами для личного пользования через Интернет-магазины и доставляемые в их адрес путем пересылки в МПО, ФТС России рекомендует заблаговременно, до приобретения таких товаров уточнять наличие в отношении них нотификации в Едином реестре  зарегистрированных нотификаций, который размещен на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

8. Вопрос: В каких случаях подлежит уплате утилизационный сбор?

Ответ: В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, с учетом технических характеристик и износа.

На основании части 6 статьи 24.1 Закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Иных условий для освобождения от уплаты утилизационного сбора не предусмотрено.

 

9. Вопрос: В отношении каких конкретно транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор?

Ответ: Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены:

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 

10. Вопрос: Кто должен платить утилизационный сбор?

Ответ: На основании части 6 статьи 24.1 Закона плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

 

11. Вопрос: Куда платить утилизационный сбор?

Ответ: На основании положений постановлений Правительства Российской Федерации уплата утилизационного сбора осуществляется:

в отношении ввозимых в Российскую Федерацию колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним – таможенным органам;

в отношении произведенных, изготовленных, а также иных случаях неуплаты утилизационного сбора в установленном порядке – налоговым органам.

 

12. Вопрос: Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Ответ: Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств или самоходных машин соответственно.

Определение таможенными органами вида и категории транспортного средства (самоходной машины, прицепа) для расчета плательщиком размера утилизационного сбора не осуществляется.

Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Например, для транспортного средства категории M1 с момента выпуска которого прошло менее 3 лет и объемом двигателя 2500 см3 размер утилизационного сбора будет составлять:

20000 (базовая ставка) х 4,22 (коэффициент) = 84400 руб.

При этом для аналогичного транспортного средства, ввозимого физическим лицом для личного пользования будет применяться единый коэффициент 0,17 вне зависимости от объема двигателя.

 

13. Вопрос: Какие физические лица для таможенных целей могут рассматриваться как иностранные?

Ответ: Иностранные физические лица – это лица, постоянно проживающие за пределами территории Евразийского экономического союз (ЕАЭС), который включает в себя Россию, Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию.

При представлении физическим лицом ЕАЭС документа, подтверждающего факт постоянного проживания гражданина ЕАЭС в иностранном государстве (вида на жительство, разрешение на временное проживание), выданного в соответствии с законодательством иностранного государства, данное лицо для таможенных целей имеет статус иностранного физического лица.

 

14. Вопрос: Каким требованиям должно соответствовать транспортное средство, ввозимое физическим лицом для личного пользования из стран, не входящих в Евразийский экономический союз (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия), чтобы получить на него паспорт транспортного средства (ПТС)?

Ответ: 1. Транспортное средство должно быть выпущено в свободное обращение (для этого транспортное средство должно быть задекларировано и в отношении него необходимо уплатить таможенные пошлины и налоги).

2. Транспортное средство должно соответствовать экологическому классу не менее евро 4.

3. Транспортное средство должно быть оборудовано устройством вызова экстренных оперативных служб (в настоящее время необходимо заключение договора на установку этого устройства; временно физическая установка не требуется).

4. Должен быть уплачен утилизационный сбор (размер утилизационного сбора зависит от года производства транспортного средства).

 

15. Вопрос: Для получения паспорта транспортного средства (ПТС) на ввозимые физическими лицами транспортные средства для личного пользования необходимо соответствие транспортного средства экологическому классу евро 4 и выше, а также оснащение устройством вызова экстренных оперативных служб. Какие категории лиц освобождаются от данных требований?

Ответ: Участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, их совершеннолетний супруг (супруга), их совершеннолетние дети, в том числе усыновленные, совершеннолетние дети их супруга (супруги), либо лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

 

16. Вопрос: Кто может мне выдать дубликат паспорта транспортного средства (ПТС)?

Ответ: Дубликаты утраченных или пришедших в негодность ПТС выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси:

организациями и предпринимателями – на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, изготовленные ими после 1 июля 1993 года;

таможенными органами – на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем – после 7 августа 2008 года;

подразделениями Госавтоинспекции – на транспортные средства во всех остальных случаях.

Выдача дубликата ПТС на не зарегистрированные транспортные средства возможна таможенными органами в том случае, если изначально ПТС выдавался таможенными органами на ввезенные после 1 июля 1997 года транспортные средства.

 

17. Вопрос: Какая дата для таможенных целей является датой прибытия лица на постоянное жительство в Российскую Федерацию?

Ответ: Для лица, являющегося участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников – дата проставления на странице 2 бланка свидетельства участника Государственной программы отметки о регистрации в территориальном органе ФМС России.

Для беженца, вынужденного переселенца, либо лица переселяющего на постоянное место жительства – дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство – член ЕАЭС в соответствии с законодательством этого государства.

Также в качестве даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в Российскую Федерацию физического лица может рассматриваться дата получения гражданства Российской Федерации.

 

18. Вопрос: Мне предоставили временное убежище в России. Могу ли я ввезти автомобиль и получить паспорт транспортного средства (ПТС) без подтверждения соответствия транспортного средства экологическому классу, а также без установки устройства вызова экстренных оперативных служб?

Ответ: Транспортные средства, ввозимые физическими лицами, которым предоставлено временное убежище, должны соответствовать требованию к экологическому классу автомобильной техники не ниже Евро 4 и такие транспортные средства подлежат оснащению устройством вызова экстренных оперативных служб. Исключения касаются транспортных средств, ввозимых физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги), либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

 

19.Вопрос: Где заранее взять бланк пассажирской таможенной декларации?

На официальном сайте ФТС России для физических лиц размещены электронный бланк пассажирской таможенной декларации, а также порядок ее заполнения.

С помощью данного сайта можно заблаговременно распечатать с двух сторон бланк пассажирской таможенной декларации и ознакомиться с порядком ее заполнения.

 

20. Вопрос: Возможна ли передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенным транспортным средством иному лицу, в том числе родственнику, в целях вывоза с территории Российской Федерации до истечения срока временного ввоза?

Ответ: Временно ввезенное транспортное средство не находится в свободном обращении, т.к. в отношении него не уплачены таможенные пошлины, налоги.

Поэтому передача права пользования и (или) распоряжения такого транспортного средства иному лицу в целях вывоза возможна, но только с разрешения таможенного органа, и только если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

В целях передачи права пользования и (или) распоряжения транспортным средством для осуществления вывоза транспортного средства с таможенной территории Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия) необходимо обратиться с заявлением в таможенный орган по месту жительства для получения соответствующего разрешения.

Передача права пользования временно ввезенным транспортным средством без разрешения таможенного органа образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе, наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения)

 

21. Вопрос: Каковы последствия нарушения предельного срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования иностранным физическим лицом?

Ответ: Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия) транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Такие временно ввезенные транспортные средства не находятся в свободном обращении на территории ЕАЭС, т.к. в отношении них не уплачены таможенные пошлины, налоги.

Поэтому до истечения срока временного ввоза такие транспортные средства должны быть вывезены обратно, либо выпущены в свободное обращение (т.е. они должны быть задекларированы и в отношении них должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги), или должны быть помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.

В случае если предельный срок временного ввоза транспортного средства нарушен, такое транспортное средство является предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе, наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2500 рублей с конфискацией транспортного средства, явившегося предметом административного правонарушения).

Также в отношении таких транспортных средств взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном правом ЕАЭС, даже если после окончания срока временного ввоза появились основания для освобождения от их уплаты.

Исключение из правил: При обращении физического лица, вынуждено покинувшего территорию Украины, в таможенный орган по истечении предельного срока временного ввоза транспортного средства (1 год) производится закрытие временного ввоза транспортного средства с одновременным открытием нового срока (1 год) временного ввоза транспортного средства при условии, что такое лицо обратилось в органы внутренних дел Российской Федерации за предоставлением ему статуса беженца, временного убежища, разрешения на временное проживание, вида на жительство, свидетельства участника Государственной программы по переселению соотечественников в Российскую Федерацию или имеет статус беженца, временного убежища, а также разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

 

22. Вопрос: Как снять с таможенного контроля транспортное средство для личного пользования в связи с постановкой на государственный регистрационный учет в республике Крым?

Ответ: Иностранные транспортные средства, в отношении которых органами ГУОБДД МВД России в Республике Крым или г. Севастополе совершены действия по их постановке на государственный регистрационный учет, имеют статус товаров Евразийского экономического союза и не находятся под таможенным контролем.

В целях завершения ранее оформленного временного ввоза упомянутых транспортных средств физические лица могут обратиться на таможенный пост Симферополь-центральный Крымской таможни либо на Инкерманский таможенный пост или таможенный пост Бухта Камышовая Севастопольской таможни с заявлением, составленным в произвольной форме.

В заявлении указываются сведения:

– о пассажирской таможенной декларации, с применением которой был оформлен временный ввоз транспортного средства для личного пользования;

– о документе, удостоверяющем личность (в том числе подтверждающим получение гражданства Российской Федерации)

– о регистрационных и иных документах на транспортное средство, выданных органами ГУОБДД МВД России в Республике Крым либо г. Севастополе;

– о документах, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования.

Указанные документы прилагаются к заявлению.

 

23. Вопрос: Мой заказной пакет (моя посылка) из Китая AEК1002160323RU уже давно находится на таможне и не передается Почте России. Какие действия предпринять, чтобы решить этот вопрос?

Ответ: Все Международные почтовые отправления (далее – МПО), поступающие в места международного почтового обмена, проходят регистрацию в электронной базе почтовой службы в соответствии с международными идентификационными номерами, присвоенными почтовой службой страны отправления. Любой поиск МПО в дальнейшем производится только при наличии таких номеров.

Такой номер имеет следующую структуру: 2-е заглавные латинские буквы, 9-тизначный числовой код, 2-е заглавные латинские буквы (код страны).

Пример: AA123456789RU.

Отправление с номером, имеющим другую структуру (например, № AEК1203160323RU, или Р1395748, или 10000482863В2С и т.п.), не является МПО. Такие отправления перевозятся разными экспресс-перевозчиками. Общей базы данных отправлений, не являющихся МПО, не ведется. Не зная таможенного органа, которому было представлено такое отправление, названия перевозчика, его доставляющего, не видя транспортных, товаросопроводительных документов, ответить на вопрос, что происходит с данным отправлением, не представляется возможным.

Взаимоотношения перевозчиков товаров, таможенных представителей и получателей/отправителей товаров строятся на договорной основе и не относятся к компетенции таможенных органов.

Учитывая то, что все предшествующие подаче таможенной декларации таможенные операции в отношении всех экспресс-грузов, доставляемых в адрес физических лиц экспресс-перевозчиками, совершаются таможенными органами в первоочередном порядке, для розыска таких экспресс-грузов целесообразно обращаться в организацию, с которой заключены договорные отношения.

 

24. Вопрос: Какими нормативными правовыми документами регламентируется порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с международным договором государств – членов Союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», положения которого основаны на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Соглашении по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Данным Соглашением установлены методы определения таможенной стоимости товаров. Основным методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).

Одним из принципов определения таможенной стоимости товаров является использование в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения в максимально возможной степени стоимости сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненной в соответствии со статьей 5 Соглашения, при выполнении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными статьями 6 и 7 Соглашения, применяемыми последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 Соглашения, в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Декларант (таможенный представитель) имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется
в соответствии со статьей 10 Соглашения.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).

 

25. Вопрос: Каким нормативным правовым актом регламентируется определение таможенной стоимости товаров, вывозимых
из Российской Федерации?

Ответ: Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых
из Российской Федерации (далее – Правила), утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. № 191.

Правила устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, в том числе особенности применения методов (правил) определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 4, 6, 7, 9 и 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 г., при вывозе товаров
из Российской Федерации.

Таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров, а также используется в целях применения пункта 6 части 1 статьи 131 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации.

Таможенная стоимость товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами и законодательством Российской Федерации при вывозе товаров из Российской Федерации не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.

В целях применения пункта 6 части 1 статьи 131 Федерального закона
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» при вывозе из Российской Федерации таких товаров в качестве таможенной стоимости при таможенном декларировании используется стоимость, приведенная в коммерческих или иных документах, относящихся к ним.

 

26. Вопрос: Какие добавления (дополнительные начисления) необходимо включать в структуру таможенной стоимости товаров при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза?

Ответ: Перечень дополнительных начислений (добавлений), подлежащих включению в структуру таможенной стоимости товаров установлен
пунктом 1 статьи 5 Соглашения.

Добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Соглашения, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

 

27. Вопрос: В каких случаях проводится дополнительная проверка по таможенной стоимости товаров?

Ответ: Дополнительная проверка проводится при обнаружении таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

К признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров относятся, в частности, следующие обстоятельства:

1) выявленные с использованием системы управления рисками (далее – СУР) риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров;

2) установленные в результате контроля несоответствия сведений, влияющих на таможенную стоимость товаров, в документах, представленных декларантом (таможенным представителем);

3) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза по информации иностранных производителей;

4) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары по данным аукционов, биржевых торгов (котировок), ценовых каталогов;

5) более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой компонентов (в том числе, сырьевых), из которых изготовлены ввозимые товары;

6) наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами декларируемых товаров, дающие основания полагать согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (пункт 6 Порядка), о влиянии взаимосвязи на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары;

7) наличие оснований полагать, что не соблюдена структура таможенной стоимости (например, не учтены либо учтены не в полном объеме лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, транспортные расходы, расходы на страхование и т.п.).

 

28. Вопрос: Каким образом производится расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при проведении дополнительной проверки по таможенной стоимости товаров?

Ответ: При проведении дополнительной проверки должностное лицо таможенного органа оформляет решение о проведении дополнительной проверки и вручает (направляет) декларанту (таможенному представителю).

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки, установленные статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза для выпуска товаров, то решение о проведении дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, доводится до декларанта (таможенного представителя) одновременно с доведением решения о проведении дополнительной проверки.

Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии со статьей 88 Таможенного кодекса
Таможенного союза.

Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве-члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров

Если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Для ее расчета может быть, в частности, использована:

- информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся у таможенного органа (в том числе в базах данных таможенных органов);

- таможенная стоимость оцениваемых товаров без учета заявленных вычетов, скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

- таможенная стоимость оцениваемых товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Расчет суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов оформляется должностным лицом таможенного органа и вручается (направляется) декларанту (таможенному представителю) вместе с решением
о проведении дополнительной проверки.

 

29. Вопрос: Какие документы необходимо представить в таможенный орган для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости товаров?

Ответ: Декларация таможенной стоимости (далее – ДТС) представляется таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. Подача ДТС должна сопровождаться предоставлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, представлен в приложении 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 376.

В указанном Перечне перечислены документы, обязательные к представлению в таможенный орган, при определении таможенной стоимости в соответствии с заявленным методом определения таможенной стоимости товаров. Перечень указанных документов не является закрытым, могут быть представлены другие документы и сведения, которые декларант может представить
в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

При наличии признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза.

При проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта (таможенного представителя) дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки.

Примерный перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом при проведении дополнительной проверки, приведен в приложении № 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза
от 20 сентября 2010 г. № 376.

 

30. Вопрос: В соответствии с чем принимаются меры по минимизации рисков?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 96 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, с момента пересечения таможенной границы находятся под таможенным контролем.

Согласно пункту 2 статьи 95 ТК ТС должностными лицами таможенных органов проводится таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Выбор объектов и форм таможенного контроля согласно пункту 2 статьи
94 ТК ТС осуществляется с использованием СУР.

Одной из целей применения СУР в соответствии со статьей 128 ТК ТС является выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства.

Таким образом, применение соответствующих форм таможенного контроля и мер обеспечивающих его проведение, осуществляется в рамках СУР в соответствии с установленными полномочиями таможенных органов в целях обеспечения соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 94 ТК ТС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации.

 

31. Вопрос: За какое правонарушение назначается административное наказание при совершении лицом двух или более административных правонарушений?

Ответ: При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ.

 

32. Вопрос: По истечении какого срока со дня совершения административного правонарушения не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования?

Ответ: Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения. Часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

 

33. Вопрос: Возможность использования сведений из нотификации RU0000006021 при ввозе смартфонов Apple iPhone, в том числе доставляемых экспресс-перевозчиками в адрес физических лиц.

Ответ: Сведения из нотификации RU0000006021 не могут быть использованы при ввозе смартфонов Apple IPhone, поскольку не содержат информацию о конкретных моделях (наименованиях) нотифицированных товаров. Приложение № 2 к Положению о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза шифровальных (криптографических) средств).

 

34. Вопрос: Нужно ли декларировать товары (в том числе денежные средства) перемещаемые через внутренние границы ЕАЭС?

Ответ: Предусмотрено свободное перемещение товаров, в том числе наличных денежных средств и денежных инструментов, в пределах ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. Договор о создании Евразийского экономического союза от 29 мая 2014 года (Астана)

 

35. Вопрос: Есть ли ограничения для физических лиц на вывоз из РФ драгоценных металлов и драгоценных камней?

Ответ: До 25 000 долларов США в эквиваленте. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 № О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»

 

36. Вопрос: Какие товары подлежат ветеринарному контролю?

Ответ: Утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе»

 

37. Вопрос: Какие ограничения установленны на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции для личного пользования в ручной клади или в багаже?

Ответ: Продукция растительного происхождения может быть ввезена на таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом в ручной клади или багаже без представления фитосанитарного сертификата при условии, что вес ее не превышает 5 килограмм и данная продукция не является посадочным или семенным материалов или картофелем. П. 7 ст. 22 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений»

 

38. Вопрос: Можно ли перемещать в МПО ювелирные изделия?

Ответ: Да. Пункт 4 к разделу I Приложения 2 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском»

 

39. Вопрос: Физическое лицо спрашивает, правомерны ли действия таможенного органа, начислившего таможенные платежи в отношении товаров, пересланных в его адрес в международных почтовых отправлениях?

Ответ: Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров для личного пользования в международных почтовых отправлениях (далее - МПО) регулируется главами 44, 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение).

Согласно пункту 16 приложения 3 к Соглашению от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, пересылаемые в адрес физического лица в МПО, суммарная стоимость и суммарный вес которых не превысил сумму, эквивалентную 1000 евро, и общий вес которых не превышает 31 килограмма в течение одного календарного месяца.

В случае превышения необлагаемых таможенными пошлинами, налогами норм в части такого превышения применяются таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, пересылаемых в МПО, производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих МПО и используемых для таможенных целей.

В отношении МПО с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей.

Физическое лицо вправе доказать таможенному органу, совершающему таможенные операции, связанные с выпуском товаров, достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости товаров для личного пользования.

В случае несогласия с решением таможенного органа физическое лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

40. Вопрос: При совершении таможенных операций в отношении товаров, купленных  физическим лицом в иностранном интернет-магазине, начислены таможенные платежи. Физическое лицо полагает, что стоимость приобретенных им товаров не превышает необлагаемых норм.

Ответ: В соответствии с пунктом 11 приложения 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), доставляемые перевозчиком в адрес физического лица, освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии, что таможенная стоимость таких товаров, ввозимых в течение календарного месяца в адрес одного получателя, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и вес не превышает 31 килограмма.

В случае превышения указанных норм в части такого превышения подлежат уплате таможенные пошлины, налоги по единой ставке в размере 30 процентов таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

В соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования.

При ввозе товаров для личного пользования физическими лицами в таможенную стоимость товаров не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза,

В случае отсутствия у физического лица, перемещающего товары для личного пользования, необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров.

Физическое лицо вправе доказать достоверность сведений, представленных для определения таможенной стоимости.

41. Вопрос: При въезде в Российскую Федерацию в целях переселения на постоянное место жительства иностранным физическим лицом ввезен легковой автомобиль. Какие документы должны быть представлены лицом в таможенный орган для получения права на освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении ввезенного автомобиля?

Ответ: Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) транспортных средств для личного пользования через таможенную границу регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 24 приложения 3 к Соглашению лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член ЕАЭС на постоянное место жительства, могут ввозить на таможенную территорию ЕАЭС и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:

- ввоз транспортных средств на таможенную территорию ЕАЭС из страны
предыдущего   проживания   осуществляется   не   позднее   18   месяцев   с   даты
прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член
ЕАЭС;

-  автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и
зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее
6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство -член ЕАЭС в соответствии с законодательством этого государства.

В соответствии с разъяснениями Федеральной миграционной службы и МИДа России в случае, если лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства не в рамках международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также не в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637, документом, подтверждающим признание его лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, является вид на жительство.

Также такими документами могут являться документы, подтверждающие приобретение гражданства Российской Федерации, сопровождаемые получением постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

При непредставлении указанных документов, физические лица не рассматриваются для таможенных целей лицами, переселяющимися на постоянное место жительства и, соответственно, могут ввозить легковые транспортные средства для личного пользования при условии уплаты таможенных пошлин, налогов по единым ставкам, размеры которых установлены разделом IV приложения 5 к Соглашению.

 

42. Вопрос: При возвращении из-за границы физическое лицо ввозит помимо приобретенных в иностранном государстве товаров также товары, вывезенные из Российской Федерации при выезде за границу. При каких условиях такие товары могут быть ввезены обратно без уплаты таможенных платежей?

Ответ: В соответствии со статьей 359 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и пунктом 7 приложения 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. физические лица государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) вправе временно вывозить с таможенной территории ЕАЭС товары для личного пользования на срок своего временного пребывания на территории иностранного государства и ввозить их обратно в сопровождаемом и несопровождаемом багаже с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

По заявлению физического лица таможенный орган проводит идентификацию временно вывозимых товаров для личного пользования, если такая идентификация будет способствовать их обратному ввозу с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Об идентификации товаров указывается в пассажирской таможенной декларации, один экземпляр которой выдается физическому лицу, вывозящему товары.

Порядок проведения идентификации товаров определяется в соответствии со статьей 109 ТК ТС.

Отсутствие такой идентификации не препятствует обратному ввозу физическими лицами товаров для личного пользования с освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии подтверждения таможенному органу того, что эти товары ввозятся обратно после временного вывоза с таможенной территории ЕАЭС в порядке, определенном таможенным законодательством ЕАЭС.

По общему правилу подтверждением того факта, что товары ввозятся обратно после временного вывоза с таможенной территории ЕАЭС, является представление пассажирской таможенной декларации, оформленной при временном вывозе товаров.

43. Вопрос: Физическим лицом принято решение о возврате товара, приобретенного им в иностранном интернет-магазине, продавцу. В связи с этим физическое лицо хочет вернуть уплаченную им в отношении этого товара сумму таможенных платежей.

Ответ: Возврат сумм таможенных платежей может производиться таможенным органом в случаях, установленных главой 17 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Как установлено статьей 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или)

законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.

При этом ни ТК ТС, ни законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрен возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, выпущенных в свободное обращение, в случае обратного вывоза данных товаров в связи с их возвратом продавцу.

44. Вопрос: Физическое лицо, несколько лет проживало в иностранном государстве. При этом лицо сохраняло гражданство Российской Федерации и имело постоянную регистрацию на территории Российской Федерации. Может ли такое лицо при возвращении в Российскую Федерацию рассматриваться для таможенных целей лицом, переселяющимся на постоянное место жительства, и получить освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении ввезенных товаров?

Ответ: В соответствии с пунктами 8, 12 приложения 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций,связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член ЕАЭС на постоянное место жительства, могут ввозить на таможенную территорию ЕАЭС и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса при одновременном выполнении следующих условий:

-   ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС из страны предыдущего
проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного
лица на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС;

-   товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с
законодательством   государства  -   члена   ЕАЭС   беженцами,   вынужденными
переселенцами либо до даты  прибытия (переселения) на постоянное  место
жительства в государство - член ЕАЭС.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца, либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член ЕАЭС в соответствии с законодательством этого государства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Статьи 3, 6, 7 указанного Федерального закона предусматривают права и обязанности гражданина Российской Федерации по регистрации по месту жительства.

В случае переселения физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации либо имеющего двойное гражданство (включая гражданство Российской Федерации), на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, документом, подтверждающим намерение такого лица постоянно проживать в Российской Федерации, может рассматриваться наличие полученной постоянной регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

Для целей применения положений пунктов 8, 12 приложения 3 к Соглашению при определении даты переселения указанных физических лиц на постоянное место жительства в Российскую Федерацию используется дата постановки на постоянный регистрационный учет по месту жительства на территории Российской Федерации.

Соответственно, если возвращение из иностранного государства происходит позже, чем через 18 месяцев после получения постоянной регистрации на территории Российской Федерации, правовых оснований для освобождения от уплаты таможенных платежей не имеется.

45. Вопрос: Какими способами физическими лицами могут быть  уплачены таможенные платежи?

Ответ: Таможенные платежи могут быть уплачены:

1)  в безналичном порядке в учреждениях банков (со счетов, открытых
плательщику в кредитных организациях);

2)   с   расчетных   банковских   карт   с   использованием   платежных   или
электронных терминалов в местах совершения таможенных операций;

3)     наличными    денежными    средствами     в    кассу    таможни    либо
уполномоченному должностному лицу таможенного органа в случае отсутствия с
местах совершения таможенных операций учреждений банков либо электронных
или платежных терминалов.

46. Вопрос: Какими правовыми актами установлен порядок возврата излишне уплаченных или ошибочно перечисленных денежные средства?

Ответ: Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) денежных средств и перечень необходимых для представления в таможенный орган документов определены главой 17 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Форма заявления утверждена приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. № 2520 «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств,   заявления   плательщика   о   возврате   (зачете)   денежного   залога» (в редакции приказа ФТС России от 2 мая 2012 г. № 831).

47. Вопрос: Каким образом можно внести исправления в платежное поручение на перечисление таможенных платежей?

Ответ: Денежные средства, перечисленные в счет уплаты таможенных платежей, могут не поступить на счет федерального бюджета по причине некорректного заполнения полей платежного поручения.

Форма платежного поручения утверждена положением Центрального банка Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации установлены приложением 1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н.

В случае, если плательщик допустил ошибки в платежном поручении, ему необходимо направить в ФТС России письмо (по почте, с использованием факсимильной связи, по каналам электронной почты) с просьбой внести исправления в платежное поручение.

В письме необходимо указать номер, дату, сумму платежного поручения и правильные реквизиты, которые необходимо внести в платежное поручение.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения.

 


Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определяется Соглашением, заключенным между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

 

Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров) перемещаемые:

-  воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро и общий вес которых не превышает 50 килограммов;

-  иными видами транспорта, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Алкогольные напитки и пиво - не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. В случае превышения (от 3 до 5 литров включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

Этиловый спирт (товарные позиции 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ЕАЭС) - в количестве до 5 литров применяются ставки таможенных пошлин по единой ставке 22 евро за 1 литр.

Табак и табачные изделия - не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Также при ввозе на территорию Евразийского экономического союза от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства - члена Евразийского экономического союза в наследство за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, признанные наследуемым имуществом (при наличии документов, подтверждающих факт наследования).

От таможенных пошлин свободны товары для личного пользования, бывшие в употреблении, ввозимые физическими лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Евразийского экономического союза на постоянное место жительства, при соблюдении следующих условий:

1) ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза;

2) приобретения таких товаров до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза.

 

В местах прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.

Система двойного коридора – упрощенная система таможенного контроля, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу, осуществлять самостоятельный выбор между «красным» коридором и «зеленым» коридором.

«Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.

«Красный» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (форма ПТД и порядок заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287).

 

doc Памятка для физических лиц, следующих через таможенную границу Евразийского экономического союза на автомобильных транспортных средствах

 

doc Памятка для пассажиров поездов международного сообщения, следующих через таможенную границу Евразийского экономического союза

 

doc Памятка для пассажиров международных авиарейсов, следующих через таможенную границу Евразийского экономического союза

 

Урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших

При перемещении любым способом через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших пошлина не взимается. Таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урну с прахом (пеплом) умершего.

При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

- свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии этих документов;

- акт (справка) в произвольной форме организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При вывозе к вышеперечисленному добавляется заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

 

Перемещение товаров перевозчиком в адрес физического лица

При перемещении товаров перевозчиком в адрес физического лица в течение календарного месяца в адрес одного получателя можно беспошлинно ввезти товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и весом не более 31 кг.

В случае превышения применяется единая ставка в 30 процентов от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной или весовой норм.

© 2004—2017 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.