English

Сегодня 18 августа 2017 года

ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На главную

Информация по наиболее часто задаваемым вопросам, связанным с перемещением физическими лицами товаров для личного пользования

DOCPDFПечать

1. Вопрос: Ограничения, установленные на ввоз в Российскую Федерацию в ручной клади или багаже для личного пользования подкарантинной продукции?

Ответ: Продукция растительного происхождения в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 206 – ФЗ «О карантине растений» может быть ввезена на таможенную территорию Таможенного союза физическим лицом в ручной клади или багаже без представления фитосанитарного сертификата при условии, что вес ее не превышает 5 кг и данная продукция не является посадочным или семенным материалом или картофелем.

 

2. Вопрос: Можно ли физическим лицам перемещать в ручной клади для личного пользования готовую продукцию животного происхождения в заводской упаковке без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара?

Ответ: В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее – Решение) продукция животного происхождения подлежит ветеринарному (контролю) надзору (далее – подконтрольные товары).

Решением определен Порядок осуществления ветеринарного контроля (надзора) при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров в ручной клади и багаже физических лиц, а также почтовых отправлениях (далее – Порядок).

В соответствии с Порядком, ввоз физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях осуществляется без ветеринарного сертификата страны отправления товара в количестве до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.

 

3. Вопрос: Товары, подлежащие ветеринарному контролю?

Ответ: Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

 

4. Вопрос: Распространяется ли действие технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза) на товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, к товарам для личного пользования, перемещаемым физическими лицами через таможенную границу, не применяются меры технического регулирования.

 

5. Вопрос: Как осуществляется перемещение через таможенную границу ЕАЭС служебного и гражданского оружия, его частей и патронов к нему, и какие документы для этого необходимы?

Ответ: Для целей обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), при перемещении служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему через таможенную границу ЕАЭС таможенные органы руководствуются:

- Решением Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение), которым утверждены раздел 2.22 «Служебное и гражданское оружие, его основные (составные) части и патроны к нему» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.22 Единого перечня) и Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза гражданского и служебного оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему (далее – Положение);

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение).

В соответствии с Положением вывоз с таможенной территории ЕАЭС и ввоз на таможенную территорию ЕАЭС служебного и гражданского оружия, его основных (составных) частей и патронов к нему осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. № 45 (далее – заключение (разрешительный документ), выданного уполномоченным органом государства – члена ЕАЭС (в Российской Федерации - Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации).

В случае, если товары не поименованы в разделе 2.22 Единого перечня, представление таможенному органу заключения (разрешительного документа) не требуется.

В соответствии с пунктом 4.3 приложения 2 к Соглашению, перемещение через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях любых видов оружия (их частей), патронов к нему (их частей), а также конструктивно сходных со служебным и гражданским оружием изделий запрещено.

С текстом Решения и содержанием раздела 2.22 Единого перечня, а также с иными нормативными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, можно ознакомиться на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.eaeunion.org), а также на официальном сайте ФТС России в разделе «Информация для физических лиц».

 

6. Вопрос: Можно ли перемещать через таможенную границу ЕАЭС специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и какие документы для этого необходимы?

Ответ: Для целей обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), при перемещении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее – СТС), через таможенную границу ЕАЭС таможенные органы руководствуются:

- Решением Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение), которым утверждены раздел 2.17 «Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (далее – раздел 2.17 Единого перечня) и Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее – Положение);

- Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18 июня 2010 г. (далее – Соглашение).

СТС с указанием технических характеристик и кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) включены в раздел 2.17 Единого перечня.

В соответствии с Положением и пунктом 1.4 приложения 2 к Соглашению, перемещение СТС через таможенную границу ЕАЭС любым способом (в том числе в международных почтовых отправлениях), физическими лицами в качестве товаров для личного пользования запрещено.

С текстом Решения и содержанием раздела 2.17 Единого перечня, а также с иными нормативными правовыми актами, составляющими право ЕАЭС, можно ознакомиться на официальном сайте ЕАЭС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.eaeunion.org), а также на официальном сайте ФТС России в разделе «Информация для физических лиц».

Вопросы разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также сертификации, регистрации и учета таких специальных технических средств возложены на Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

 

7. Вопрос: Прошу проинформировать, разрешен ли ввоз в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики мобильных телефонных устройств, осуществляемый посредством международного почтового отправления?

Ответ: В последнее время участились случаи выявления контрафактной продукции таможенными органами в ходе проведения таможенного контроля товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (далее – МПО).

При этом определение того, является ли пересылаемый в МПО товар контрафактным или нет, возложено на правообладателей объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС), включённых в таможенный реестр ОИС.

Федеральной таможенной службой в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, установленных правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации в области таможенного дела, проводятся мероприятия, направленные на недопущение пересылки в МПО контрафактных товаров.

В соответствии с положениями Соглашения «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010, при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию Таможенного союза и (или) их вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, в том числе и к товарам, перемещаемым   в МПО.

Соглашением определен перечень товаров, запрещенных к ввозу (вывозу) физическими лицами для личного пользования в МПО.

Статьей 18 Всемирной почтовой конвенции (Доха, 11 октября 2012 г.) запрещено включение во все категории отправлений контрафактных и пиратских предметов.

Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Таможенные органы Российской Федерации при совершении таможенных операций осуществляют проверку документов и сведений, а также взаимодействуют с правообладателями (представителями) в части, касающейся выявления контрафактной продукции.

В случае, если правообладатель (представитель) информирует таможенный орган о наличии признаков контрафактности применительно к продукции, поступающей в МПО, пересылка таких товаров не допускается.

Таможенные органы во взаимодействии с ФГУП «Почта России» принимают меры по предотвращению ввоза в Россию таких товаров и обеспечивают их немедленный вывоз из Российской Федерации.

Кроме того, в целях неукоснительного соблюдения установленных правом ЕАЭС запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу ЕАЭС мобильных телефонов (смартфонов), приобретенных физическими лицами для личного пользования через Интернет-магазины и доставляемые в их адрес путем пересылки в МПО, ФТС России рекомендует заблаговременно, до приобретения таких товаров уточнять наличие в отношении них нотификации в Едином реестре  зарегистрированных нотификаций, который размещен на официальном сайте ЕАЭС http://www.eaeunion.org в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

8. Вопрос: В каких случаях подлежит уплате утилизационный сбор?

Ответ: В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, с учетом технических характеристик и износа.

На основании части 6 статьи 24.1 Закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;

которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;

с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Иных условий для освобождения от уплаты утилизационного сбора не предусмотрено.

 

9. Вопрос: В отношении каких конкретно транспортных средств подлежит уплате утилизационный сбор?

Ответ: Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены:

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.

Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

 

10. Вопрос: Кто должен платить утилизационный сбор?

Ответ: На основании части 6 статьи 24.1 Закона плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые:

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

 

11. Вопрос: Куда платить утилизационный сбор?

Ответ: На основании положений постановлений Правительства Российской Федерации уплата утилизационного сбора осуществляется:

в отношении ввозимых в Российскую Федерацию колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним – таможенным органам;

в отношении произведенных, изготовленных, а также иных случаях неуплаты утилизационного сбора в установленном порядке – налоговым органам.

 

12. Вопрос: Как рассчитать сумму утилизационного сбора?

Ответ: Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств или самоходных машин соответственно.

Определение таможенными органами вида и категории транспортного средства (самоходной машины, прицепа) для расчета плательщиком размера утилизационного сбора не осуществляется.

Размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Например, для транспортного средства категории M1 с момента выпуска которого прошло менее 3 лет и объемом двигателя 2500 см3 размер утилизационного сбора будет составлять:

20000 (базовая ставка) х 4,22 (коэффициент) = 84400 руб.

При этом для аналогичного транспортного средства, ввозимого физическим лицом для личного пользования будет применяться единый коэффициент 0,17 вне зависимости от объема двигателя.

 

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определяется Соглашением, заключенным между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

 

Без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров) перемещаемые:

-  воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро и общий вес которых не превышает 50 килограммов;

-  иными видами транспорта, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро и общий вес которых не превышает 50 килограммов.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Алкогольные напитки и пиво - не более 3 литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. В случае превышения (от 3 до 5 литров включительно) таможенные пошлины взимаются по единой ставке 10 евро за 1 литр в части превышения количественной нормы 3 литра.

Этиловый спирт (товарные позиции 2207 и 2208 90 ТН ВЭД ЕАЭС) - в количестве до 5 литров применяются ставки таможенных пошлин по единой ставке 22 евро за 1 литр.

Табак и табачные изделия - не более 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл) или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Также при ввозе на территорию Евразийского экономического союза от уплаты таможенных платежей освобождаются товары для личного пользования, полученные физическим лицом государства - члена Евразийского экономического союза в наследство за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, признанные наследуемым имуществом (при наличии документов, подтверждающих факт наследования).

От таможенных пошлин свободны товары для личного пользования, бывшие в употреблении, ввозимые физическими лицами, признанными беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Евразийского экономического союза на постоянное место жительства, при соблюдении следующих условий:

1) ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Евразийского экономического союза из страны предыдущего проживания не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза;

2) приобретения таких товаров до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Евразийского экономического союза.

 

В местах прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза или убытия с этой территории может применяться система двойного коридора.

Система двойного коридора – упрощенная система таможенного контроля, позволяющая физическим лицам, следующим через таможенную границу, осуществлять самостоятельный выбор между «красным» коридором и «зеленым» коридором.

«Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию, при одновременном отсутствии у таких лиц несопровождаемого багажа.

«Красный» коридор является специально обозначенным в местах прибытия или убытия местом, предназначенным для перемещения физическими лицами через таможенную границу в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также товаров, в отношении которых осуществляется декларирование по желанию физического лица.

Декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации (форма ПТД и порядок заполнения утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 287).

 

Урны с прахом (пеплом), гробы с телами (останками) умерших

При перемещении любым способом через таможенную границу гробов с телами (останками) и урн с прахом (пеплом) умерших пошлина не взимается. Таможенное декларирование осуществляется путем подачи заявления в произвольной форме лицом, сопровождающим гроб с телом (останками) или урну с прахом (пеплом) умершего.

При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза урн с прахом (пеплом) и гробов с телами (останками) умерших представляются следующие документы:

- свидетельство о смерти, выданное уполномоченным учреждением страны отправления, либо медицинское свидетельство о смерти, либо нотариально заверенные копии этих документов;

- акт (справка) в произвольной форме организации, осуществлявшей ритуальные услуги по запайке цинковых гробов, с указанием, что в них отсутствуют посторонние вложения, и с приложением описи вещей и ценностей умершего в случае их отправки вместе с телом (останками) умершего.

При вывозе к вышеперечисленному добавляется заключение в произвольной форме местных органов государственного санитарного надзора о возможности эксгумации в случае перезахоронения;

 

Перемещение товаров перевозчиком в адрес физического лица

При перемещении товаров перевозчиком в адрес физического лица в течение календарного месяца в адрес одного получателя можно беспошлинно ввезти товаров, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро, и весом не более 31 кг.

В случае превышения применяется единая ставка в 30 процентов от таможенной стоимости товара, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения стоимостной или весовой норм.

© 2004—2017 гг., Федеральная таможенная служба России.
Все права защищены.